Выпускники 30ки Выпускники 30ки

К 100 - летию со дня рождения Иосифа Яковлевича Веребейчика

Сразу скажу, что учиться мне было легко и эти школьные годы я вспоминаю с большой теплотой. В классе у нас были разные группы, например, я был членом команды ФАЧ (Флисюк, Акселевич, Челкак). Мы дружили, проводили вместе много времени, вместе готовились к экзаменам по математике и физике и получали вполне приличные оценки. В то время промышленной ориентации, ученики нашего класса готовились по специальности программист-вычислитель.

Очевидно, что для нашей подготовки, учебная программа была основана на углубленном изучении основ математики и физики. Нам очень повезло с нашим «классным»: одновременно с отличным знанием математики, он был великолепным психологом и воспитателем

с огромным жизненным опытом и пониманием, как передать эти знания толпе юных зазнаек с завышенным самомнением. Ведь многие из нас раньше были отличниками, получали олимпиадные дипломы и, вообще считали себя выше других. Одна из первых задач его была показать, что мы одинаковы и равны перед огромной горой, стоящей перед нами и именуемой Жизнь. Один из примеров: поутру, в начале первого урока, И. Я. проводил между нами так называемую «разминку» – в течение 5 минут, каждый из вызванных 5 учеников должен был записать на доске и решить 10 задачек и получить за это заслуженную оценку...

Стоит ли говорить, что поначалу – это были сплошные двойки, однако, в результате этих занятий я до сих пор помню тригонометрические функции и умею с ними управляться!

И. Я. был великим Учителем, он не подавлял нас и давал возможность выделиться нашей неуемной энергии. На переменках мы носились по классу и по двору школы, играли в футбол и хоккей – «разыгрались бегемотики», комментировал он наше поведение. Зато мы учились, вкладывая все силы. Мы много читали, в основном книги по математике и физике, читали под партой во время уроков литературы и географии, увлекались теорией чисел и теорией групп. Эта способность учиться постоянно, воспринимать новые идеи и знания – одно из основных качеств, которые Иосиф Яковлевич вложил в нас. И я считаю, что всеми своими успехами я обязан моему учителю, Иосифу Яковлевичу Веребейчику.

Памяти Великого Учителя, с любовью и почтением, Александр Акселевич


Для большинства из нас, а, наверное, и для всех, классный руководитель в девятом классе был первым взрослым после родителей, который мог и должен был показать каждому из нас, что такое взрослый мир и как нам следует в него входить . В том, какими мы стали после школы, есть большая доля И.Я. Как он этого добивался, известно было только ему самому.

Мне кажется, что в основном - своим поведением и своими делами.

Мы все уважали по-настоящему И.Я., но не боялись. И 9-му третьему в 1962 году здорово повезло, что классным руководителем был И.Я., тем более, что он был ещё и учителем математики.

Челкак Сергей


Тактичность, доброжелательность, настойчивость, твердость, требовательность – это наш Веребейчик. 

Он работал вместе с нами. Он тоже пришел в новый класс, как и мы, только в другом качестве. Сколько замыслов было реализовано: «разминки», самостоятельные и 4-х часовые контрольные работы и взаимная проверка их, зачеты и академбои. 

Его энергии хватало на нас всех. «Классный папа» выводил нас не без успеха во взрослую жизнь. Мы благодарны Вам, Иосиф Яковлевич.

Флисюк Слава


На излете оттепели все чудесным образом сошлось – время, 30 школа, наш класс и наш УЧИТЕЛЬ. Он показал нам то, что занятия математикой – это работа, пусть мучительная, но приносящая высшее наслаждение. Помню себя, сдающего зачет по векторной алгебре. При ответе на вопрос я нес полную чепуху, и Он так посмотрел на меня, что вареный рак, по сравнению со мной, выглядел бы избежавшим казни в кипятке. Как-то по окончании 9 класса на последнем уроке Он поделился условием задачи, решение которой не смог найти. И летом в Сестрорецке мы с Сережей Козловым обсуждали ее решение. Я до сих пор при занятиях с учениками использую их желание превзойти учителя, решать задачи, которые учителю не поддались, учу умению искать ошибки в чужих и собственных решениях.

С тех пор прошло 60 лет. УЧИТЕЛЬ тогда был много моложе нас нынешних. Ему было всего-то сорок с небольшим, но Он и сейчас является для нас авторитетом. Мне все время кажется, что Он знал что-то такое, о чем мы даже не догадываемся. Я знаю, что память человека довольно капризная особа. Твои воспоминания смешиваются с воспоминаниями твоих друзей, обрастают подробностями, которых возможно и не было. Мифы часто подменяют собой факты. Что остается от людей после их ухода? Ученые оставляют потомкам свои труды, артисты – фильмы, в которых снимались, политики – свои великие достижения и свои страшные преступления.

УЧИТЕЛЬ передает своим ученикам знания, умения и частицу соей души, его ученики - свою часть своим ученикам, но и часть души учителя переходит к ученикам учеников, и этот процесс будет происходить, пока существует человек.

Анатолий Шустер 


У меня были молодые родители. Они научили меня плавать и кататься на лыжах, но мою внутреннюю сущность сформировали два других человека: дедушка и Иосиф Яковлевич.

Моё восприятие окружающего мира, отношение к событиям и людям, умение выживать в трудных обстоятельствах сложились под влиянием Иосифа Яковлевича. Когда мой шалопай сын окончил восемь классов и собрался поступать в 239-ю школу я привела его к Иосифу Яковлевичу.

У меня хороший, успешный сын и в этом есть заслуга Веребейчика.
Я всегда вспоминаю Иосифа Яковлевича с чувством глубокой благодарности.


Наташа Фихтенгольц


Об Иосифе Яковлевиче и его высказываниях вспоминать можно много и долго.

Я отмечу только два эпизода из наших школьных времен, которые часто вспоминались мне в разных ситуациях в течение всей жизни.

Тогда были очень модны дискуссии на тему необходимости «всестороннего развития личности» и нас порой упрекали в «однобокости». По этому поводу Иосиф Яковлевич однажды заметил : «Всесторонне развитая личность --- это, конечно, замечательно. Беда только в том, что у нас очень часто путают личность, всесторонне развитую, с всесторонне НЕДОРАЗВИТОЙ» (это он подчеркнул интонацией).
Очень полезное замечание…  

Второй эпизод относится примерно к середине нашего 11-го, выпускного, учебного года. В одно прекрасное утро в утренних известиях по радио радостно сообщили о новом замечательном «постановлении партии и правительства»: выпускникам, имеющим золотую или серебряную медаль за окончание школы, для поступления в ВУЗ достаточно получить «5» по одному, основному вступительному экзамену. Если учесть, что, с одной стороны, до этого медали рассматривались, как некие не очень нужные «финтифлюшки», и поэтому почти никому «не светили», а, с другой стороны, почти все из нас в своей «старой» школе эту медаль почти наверняка получили бы, невольно возникли мысли, не проиграли ли мы… В общем, настроение на первых двух уроках (вот, хоть убей, не помню, каких) было довольно унылое. Второй парой была как раз Математика. Иосиф Яковлевич вошел в класс, спокойно оглядел нас и столь же спокойно сказал: «Лозунг дня --- ДАЕШЬ МЕДАЛИ! Думаю, 2-3 золотых и порядка 20 серебряных мы можем обеспечить». После этого он сел, раскрыл классный журнал и принялся по списку раздавать указания --- кому что пересдать или подтянуть. Возможность пересдачи была уже согласована. Оказалось, Иосиф Яковлевич тоже услышал новость по радио и, хотя у него в этот день не было двух первых уроков, сразу поехал в школу и потратил это время на анализ положения дел и утряску их наиболее благоприятным для нас образом. Намеченный план оказался более-менее выполнен. Для меня же суть этого урока, как я поняла позже, была в том, что правила игры могут внезапно поменяться совершенно непредсказуемым образом, но сетовать и унывать по этому поводу глупо. Нужно менять стратегию, чтобы выиграть и по новым правилам. Очень полезный урок

Галя Климчицкая


Я была «банальная отличница» как сказал Веребейчик при поступлении обо мне и о таких, как я. В 30-ку занесло с другого берега Невы в бессознательном состоянии из-за необходимости круто менять жизнь: моя родная школа стала восьмилеткой и это было трагедией. Математику любила. Но не более того. И была я не одна такая. Народ в классе был очень интересный и разносторонне образованный. Хоть и «банальные», а все-таки отличники, с разных концов города, интересовавшиеся всем на свете. И много чего они могли в прошлой жизни. А тут такой облом. И виду подать нельзя. Пришлось нам сильно упираться на первых порах, объясняя друг другу то, что не поняли в классе. Не чинились. Как-то разбились на пары и грызли. И никто не сломался. Учились достойно. Выжили. Это была наша победа и несомненно победа Веребейчика! Насчет «всесторонней развитости» мы конечно расходились, а в остальном были прекрасные взаимоотношения, очень теплые, почти родственные. Ведь он нас всех любил, хоть и поддразнивал, но и мы не оставались в долгу. Было удивительное сочетание абсолютной демократии и жесткого авторитаризма. Вспоминая класс, вспоминаю Веребейчика, вспоминая Веребейчика, вспоминаю класс. И это – навсегда. А его день рождения отмечаем каждый год в последнюю субботу марта, пока можем - вместе.  
И пусть эта память длится…

Тамара Столярова       


Любимому Учителю

«Возвышенное»

«Нас не учил Иосиф сложно жизни,
Он нам ее легко преподавал,
В мальчишеской игривой массе
Он к математике, как к женщине, взывал.

Но мы уставшие, но верные потомки,
Все Вашей мудрости взалкавшие идей.
У нашей старости почти все ниши полны,
А как Вы думали? Все ...как у людей.               

И многих нет уже учеников:
Одни ушли, другие Дом сменили.
Для нас ты – Гуру, и во век веков,
О, Веребейчик, мы тебя любили!»

С любовью, Коля Барышков



Веребейчику на днях исполнилось бы 100 лет. Для меня это совершенно неожиданно. Для меня Веребейчик был всегда, есть всегда и будет со мной всегда. Он не только учитель математики, вернее, не столько учитель математики, а учитель жизни, непререкаемый авторитет — ну как сказали бы сейчас — «Гуру»

Вот и все. 

Ольга Быкова


Огромное спасибо Иосифу Яковлевичу не только за то, что он замечательно учил нас математике, но и подарил нам ежегодный традиционный «лицейский сбор», которого я с нетерпением всегда ждала и жду.

Мы все такие разные, но и бесконечно родные. И Веребейчик от нас никуда не ушел. Он оставил настолько глубокий след, что, когда мы смотрим друг на друга при встрече, мы в каждом чувствуем и его. Светлая, светлая память.

Сергеева Катя   


Иосиф Яковлевич, преподававший нам математику, был известным в городе Учителем; для способных учеников, наверное - идеальным Учителем, давая им все нужное и не мешая их собственному развитию. Важнее было общее моральное воздействие его личности, хотя уж чего - чего, а длинных нотаций и разговоров на морально- этические темы не было вовсе. Относился он к нам очень доброжелательно, разрешал многое, но и спуску не давал, если считал, что мы слишком «резвимся» и переходим определенные границы. Это был, пожалуй, единственный преподаватель, чей авторитет был для нас совершенно непререкаем, хотя при всем том не было и тени обожания и поклонения с нашей стороны, был, скорее, даже оттенок взаимной иронии. Можно сказать, что это был тот довольно редкий случай, когда класс и воспитатель нашли друг друга. Поначалу было
не продохнуть, сидели за уроками до 12-ти ночи. Диким казалось не работать: зачем тогда сюда пришел, если волынишь? Атмосфера всеобщего подтрунивания и подначек развивала очень важное качество - не относиться и к самому себе очень уж всерьез (в определенных пределах, разумеется). В классе, несмотря на всяческое озорство и шалости, царила атмосфера взаимной доброжелательности и интеллигентности.

Забавно, что впоследствии никто по-настоящему не разбогател,  «новых русских» из нас как-то не получилось. Самому главному и серьезному научил нас Иосиф Яковлевич собственным примером достойной человеческой жизни, стойкости и большого человеческого мужества. С нами наша любовь, преданность и благодарность Иосифу Яковлевичу.

С того угла Седьмой и Среднего,
Где о метро еще не слышно,
От первого и до последнего
В большую жизнь тогда мы вышли.

С ладони доброй Веребейчика,
Из этого златого терема,
Наивны, может, опрометчиво,
Лет 35 назад взлетели мы.

И сразу под ветра колючие -
Всем коллективом, каждый лично...
Большая жизнь нас так отдрючила,
Что дурь повыбила частично.

Но я не выбираю прошлое,
Скорей, не режиссер, а зритель...
А если есть в душе хорошее,
То это - Школа и Учитель.

И не сверяясь с круглой датою
Или к какому-нибудь празднику
Мы возвращаемся в Тридцатую,
Мы возвращаемся к Наставнику.

Все в целости - дома и линии,
И камни, по которым шли мы...
Лишь наши тени в легком инее
Уже почти неразличимы.

Валерий Скобло, 2000 г

Виктор Троицкий,  Валерий Рыбак, Сергей Валандер, Дроздов Федор

С нами наша любовь, преданность и благодарность
Иосифу Яковлевичу!

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.